Участники рынка жалуются на долгую окупаемость бизнеса
В январе—марте впервые за три года число ломбардов, внесенных в реестр ЦБ, превысило количество исключенных. Участники рынка считают, что это происходит из-за дробления бизнеса существующих компаний, в том числе «на случай регуляторных рисков». Игроки называют текущее состояние рынка непривлекательным, отмечая долгий срок окупаемости бизнеса. Но эксперты подчеркивают, что бизнес ломбардов остается маржинальным и менее зарегулированным по сравнению, например, с микрофинансированием.
По оценке “Ъ”, в первом квартале Банк России включил в реестр ломбардов больше компаний, чем исключил из него,— 50 против 39. Это произошло впервые за три года. Как правило, количество выведенных из реестра компаний превышало число вошедших в него 1,5–4 раза.
Участники рынка уверены, что новая динамика связана не с ростом популярности отрасли, а с дроблением бизнеса существующих игроков. «Речь идет о технических изменениях юридических лиц — такая практика есть у несетевого сегмента, а также о дроблении бизнеса сетевых участников и организации резервных компаний на случай регуляторных рисков»,— поясняет председатель совета Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.
Подробнее в источнике https://www.kommersant.ru/doc/6622017
Также Алексей Лазутин дал подробные ответы на вопросы источнику:
С чем вы связываете рост числа новых игроков в реестре ломбардов? Это временный или долгосрочный тренд?
Начиная с 2014 года, количество юридических лиц ломбардов сократилось примерно с 8800 до 1890 на текущий момент. Небольшие изменения в количестве новых и исключаемых игроков ломбардного рынка, по нашим оценкам, связаны в бОльшей степени в «периодических технических изменениях» юридических лиц (такая практика есть у несетевого сегмента), а также частично в дроблении бизнеса сетевых участников и организации технических резервных компаний на случай реализации регуляторных рисков.
Чем сегмент привлекателен для новых игроков, учитывая его высокую зарегулированность? Какая доля из новых игроков имеет реальный шанс остаться и закрепиться на рынке?
По нашим оценкам, наоборот происходит консолидация рынка и выход небольших игроков часто в смежные сегменты, такие как комиссионные магазины. Прежде всего это связано с отсутствием у данного сегмента надзора со стороны Банка России.
Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости пересмотреть подход к ПСК в ломбардном сегменте, который поддержали профессиональные объеднинения, ОПОРА России, Деловая Россиия и смежные структуры Центрального Банка, однако в профильном Департаменте пока такую поддержку не получили.
Думаю, если будут появляться новые системные участники рынка, то они будут приходить на рынок через слияния и поглощения, либо через организацию ломбарда в рамках вертикально интегрированного ювелирного холдинга, в котором ломбард часто используется как источник сырья. В других случаях, с нуля, организовать системный ломбардный бизнес в нашей стране на текущий момент крайне сложно.
Можно ли предположить, что новые игроки будут стремиться работать не с золотом, а с более простыми с точки зрения регулирования залогами – техникой и пр.?
Ассортиментная матрица ломбарда постоянно увеличивается, многие участники рынка работают с гаджетами, техникой и электроникой. Этот тренд будет набирать обороты.
Во сколько вы оцениваете рентабельность рынка ломбардов?
Все зависит от жизненного цикла компании: если компания более 10 лет работает без развития новых объектов (инвестиций), то рентабельность может составлять порядка 30%; если мы говорим про быстро развивающиеся компании, то здесь может много разных факторов, которые нужно рассматривать индивидуально.