В последнее время стало все больше обращений от ломбардов, работающих на территории Российской Федерации относительно требований представителей надзорных органов предоставить свидетельства, подтверждающие квалификацию оценщиков в соответствии с Постановление Правительства РФ № 444 от 07 июня 2001 года.
В то же время информация о наличии каких-либо действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих требования к свидетельствам, подтверждающим квалификацию оценщиков, а также к организациям, которые могут выдавать указанные свидетельства, достаточно неоднозначная.
В связи с этим Национальное объединение ломбардов обратилось в Минэкономразвитие России за соответствующими разъяснениями по данному вопросу.
По существу заданных вопросов был получен ответ следующего характера.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Субъектами оценочной деятельности согласно ст.4 Закона об оценке признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРО оценщиков) и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценке (далее – оценщики), а перечень объектов, относящихся к объектам оценки, установлен ст.5 Закона об оценке.
Согласно Правилам скупки, у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. №444, организация – скупщик, должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей. Индивидуальный предприниматель – скупщик также должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.
При этом в соответствии с п.3 ст.919 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями ст.5 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах) вещь, поступающая в ломбард, подлежит оценке, которая производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.
При этом Закон о ломбардах не содержит отсылочных норм к Закону об оценке, устанавливающих требования о проведении оценки вещей, поступающих в ломбард, в соответствии с Законом об оценке, а также требований к уровню знаний и квалификации работников ломбарда согласно нормам Закона об оценке.
С полным текстом Обращения Союза «Национальное Объединение Ломбардов» можно ознакомиться по ссылке
С полным текстом ответа Минэкономразвития России можно ознакомиться по ссылке