Ломбарды просят перенести сроки, в которые все ювелирные изделия на их витринах и в остатках должны быть маркированы, с 1 сентября 2024 года на 1 января 2027 года. Участники отрасли жалуются на очереди в Федеральной пробирной палате, осуществляющей маркировку, рост издержек и риски снижения рентабельности. В палате между тем считают, что ломбарды просто «несвоевременно занялись проблемой» — сроки введения маркировки уже и так неоднократно переносились.
Национальное объединение ломбардов (НОЛ) обратилось в Минфин с просьбой перенести обязательную маркировку ювелирных изделий, выставленных для реализации на витринах, а также ювелирных остатков на 1 января 2027 года. В соответствии с текущими нормами, все изделия должны быть маркированы к 1 сентября 2024 года. “Ъ” ознакомился с текстом письма, направленного ассоциацией в министерство в феврале. С аналогичной просьбой в Минфин обратилась и Региональная ассоциация ломбардов, но уже в марте, уточнили собеседники “Ъ” на рынке.
НОЛ в своем обращении утверждает, что Федеральная пробирная палата перегружена маркировкой новых ювелирных изделий и физически не успеет в срок обработать 80 млн украшений, которые сейчас находятся у ломбардов.
Кроме того, участники рынка опасаются, что процесс маркировки потребует значительных затрат: на текущий момент их оценивают в 10 млрд руб. на общий портфель изделий в 60–75 млрд руб. Жалуются ломбарды и на нехватку приборов для считывания микрокодов маркировки, что может осложнить оборот ювелирных изделий.
На золотые залоги, преимущественно в виде ювелирных изделий, приходится 85% ломбардного рынка. По оценкам Федеральной пробирной палаты, невыкуп составляет 20% от общего объема ювелирных изделий, которые сдаются в залог. В среднем 50% невыкупленных изделий подходят для продажи.
Рентабельность ломбардного бизнеса с введением маркировки снизится, соглашается совладелец сети «Первый ювелирный ломбард» Артем Евстратов, так как значительно увеличится срок оборачиваемости товара: «Если сейчас ломбард мог после истечения льготного срока выставить его сразу на витрину, то сейчас это займет от двух месяцев и более». Увеличатся расходы на логистику, охрану, оборудование, добавляет он.
Больше всего пострадают небольшие региональные ломбарды, уточняет господин Евстратов, «по крайней мере те, кто хочет оставаться в легальном поле и не продавать ювелирку из-под полы». Штрафы за отсутствие маркировки составляют 300 тыс. руб. на организацию.
Источник: https://www.kommersant.ru/