Делаем работу ломбардов проще!
  • Комплексное решение от фирмы «1С»
    для ведения основной деятельности,

    учета на двух планах счетов (РСБУ и ЕПС)
    и сдачи отчетности в формате XBRL


  • 1C:ЛОМБАРД


Мы заметили – нам ответили. ВАЖНО!

Первый вопрос – о работе ломбардов с нерезидентами и иностранными гражданами – особенно актуален для ломбардов Крыма, в то же время общая логика ответа может быть интересна и организациям других регионов, где высока вероятность обращения иностранных граждан в ломбарды: как подчеркивает Банк России, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) не оперирует понятиями резидент/нерезидент, а содержит понятие «иностранный гражданин», при этом с точки зрения противолегализационного законодательства статус клиента – физического лица, иностранного гражданина – не зависит от того, сколько времени он проживает на территории России. Переходный период, в течение которого проводилась работа по выдаче паспортов гражданина РФ лицам, которые являются гражданами РФ в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», закончился, и с 01.01.2015 паспорт гражданина Украины для жителей Крыма и Севастополя должен использоваться для идентификации физического лица как иностранного гражданина.

Следующий момент, который мы попросили прояснить Банк России: обязательно ли собирать сведения о том, является ли клиент публичным должностным лицом или его близким родственником, имеет ли он отношение к государствам, не выполняющим требования ФАТФ, является ли клиент лицом, в отношении которого должны быть приняты меры по замораживанию (блокированию) имущества? Вопрос возник у ряда ломбардов потому, что в «Положении об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение об идентификации), утвержденном Банком России 12.12.2014 № 444-П и вступившем в силу 01.03.2015, эти сведения не указаны в числе требуемых. Банк России в ответе указал, что получать и фиксировать указанные сведения необходимо, так как они напрямую предусмотрены в тексте Закона № 115-ФЗ.

На Конференции в Симферополе возник вопрос о том, должна ли анкета клиента заполняться исключительно в табличной форме или нет. Банк России в ответе сослался на пункт 2.5 Положения об идентификации, где, в частности, сказано, что форма анкеты (досье) клиента и (или) порядок ведения анкеты (досье) клиента определяется некредитной финансовой организацией самостоятельно.

На вопрос о том, должны ли сведения о клиенте заполняться самим клиентом или ломбардом, Банк России со ссылкой на Положение об идентификации, в том числе на Приложение 3 к нему, подчеркивает, что заполнение отдельных сведений анкеты (досье) клиента осуществляется исключительно представителем ломбарда, вместе с тем ломбард может предусмотреть такой способ формирования анкеты (досье) клиента, когда часть сведений заполняется самим клиентом. Например, ряд организаций разделяют сведения о клиенте на две части, одну (сведения о дате и месте рождения, гражданстве, фамилия, имя, отчество и иная подобная справочная информация) заполняет сам клиент, другую (аналитические, конфиденциальные сведения: о наличии связей с государством, не выполняющим требования ФАТФ, о присвоенной группе риска, о наличии клиента в перечне экстремистов/террористов и т.п.) заполняет организация.
Также на конференциях часто звучат вопросы, вправе ли ломбард уточнить понятие клиента, данное в Законе № 115-ФЗ, применительно к своей специфике. Банк России, признавая такое право, в то же время отмечает, что нельзя сужать понятие клиента, так как это может повлечь риск неисполнения Закона № 115-ФЗ.

Ряд ломбардов спрашивали о том, как работать с необычными операциями: надо ли при выявлении признаков необычной операции сразу слать информацию о такой операции в Росфинмониторинг или надо ее исследовать и только потом решать вопрос, является ли такая операция подозрительной или нет и, соответственно, посылать информацию о ней в Росфинмониторинг или нет. Отвечая на этот вопрос, Банк России ссылается на Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: организация сообщает не обо всех необычных операциях, а только о тех, кого она относит к категории «подозрительных» на основании всей имеющейся в ее распоряжении информации и документов, сама определяя в Правилах внутреннего контроля (ПВК) сроки и порядок исследования ситуации и принятия по ней решения. При этом днем выявления подозрительной операции, от которого рассчитывается трехдневный срок для представления о ней информации в Росфинмониторинг, считается не день ее совершения и не день ее «обнаружения» рядовым работником ломбарда, а дата принятия решения о квалификации выявленной необычной операции в качестве подозрительной. Таким образом, мы не должны забрасывать Росфинмониторинг информацией обо всех своих необычных операциях, а должны направлять информацию только о тех операциях, которые считаем на основании собственного расследования подозрительными. При этом, подчеркнем от себя, процесс и результаты этого расследования должны быть регламентированы в ПВК и документально зафиксированы (внутренние сообщения и т.п.).
Еще один острый вопрос: как применять норму об обязанности выяснять деловую репутацию, цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и т.п. клиентов, являющихся физическими лицами, не ведущими предпринимательскую деятельность. Банк России ответил, что порядок применения этой нормы должен установить сам ломбард в своих ПВК.

Помимо вопросов по Закону № 115-ФЗ, были заданы вопросы по формированию ломбардами отчетности. Согласно Указанию Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых органиазций об операциях с денежными средствами», если за второй квартал 2015 года сумма выданных организацией займов больше 7,5 млн. руб., организация сдает отчет по итогам сентября 2015 года. Но если в следующем, третьем, квартале сумма выданных займов будет меньше 7,5 млн. руб., ломбард должен сдавать отчетность за четвертый квартал или может не сдавать отчетность? Банк России рекомендовал при ответе на этот вопрос руководствоваться пунктом 7 данного Указания, учитывать сумму предоставленных займов за третий квартал 2015 г.

Также Банк России ответил на вопрос о том, как правильно отразить операции ломбарда по сдаче им инкассации в банк и получении наличных денежных средств с расчетного счета в кассу.

И, наконец, по волнующему, наверное, все ломбарды вопросу о том, можно ли объединить в один документ требования к залоговому билету, вытекающие из Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», и к договору потребительского займа, вытекающие из Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», Банк России подчеркнул, что в его компетенцию решение этого вопроса не входит, поэтому мы по-прежнему должны оформлять два документа: залоговый билет по форме, установленной Минфином России, и договор потребительского займа, соответствующий требованиям Закона № 353-ФЗ и Указания № 3240-У. Вместе с тем, Банк России сообщил, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым планируется наделить Банк России правом утверждать форму залогового билета.

Материал подготовлен Вице-президентом Национального Объединения Ломбардов Анной Байтеновой


Обратный звонок
×
Получить пакет документов
Пожаловаться на ломбард
Подписаться на новости
×