Объединения ломбардов представили Банку России Дорожную карту развития рынка ломбардов в РФ до 2020 года.
29 июня – 01 июля в Санкт-Петербурге прошел XXV Международный Финансовый Конгресс, в рамках которого представители объединений ломбардов представили Банку России Дорожную карту развития рынка ломбардов.
В настоящий момент, несмотря на все усилия объединений ломбардов, ряд нормативных новаций регуляторов принимается без учета специфики ломбардного направления, тем самым делая затруднительным операционную деятельность ломбардов, а также увеличивая издержки на необходимость соблюдения всего спектра требований регуляторов.
Дорожная карта развития рынка ломбардов до 2020 года является стратегией и ориентиром участников ломбардного рынка и регуляторов, способствующая соблюдению интересов участников рынка, регуляторов и потребителей. Дорожная карта – инструмент обеспечения баланса между риск-ориентированном подходом к регулированию ломбардной деятельности и планомерным развитием рынка.
Одним из ключевых вопросов дорожной карты – создание института саморегулирования ломбардного рынка на базе ФЗ 315 «О Саморегулируемых организациях». С плюсами и минусами различных подходов к саморегулированию можно ознакомиться в выступлении Виктора Семеновича Плескачевского в рамках Первого Всероссийского Форума Ломбардов на нашем сайте https://youtu.be/VO4kARUt0lk
Основные параметры дорожной карты:
• Увеличение доли безналичных расчетов с заёмщиками:
• а)выдача займов на банковские карты ;
• б)выдача займов на предоплаченные карты;
• Упрощение форм отчетности ломбардов и сокращение числа отчетов (корректировка и отмена избыточных отчетов для малых ломбардов; для малых ломбардов отчетность должна быть полугодовой);
• Расширение правоспособности ломбардов за счет оказания агентских услуг, в том числе в качестве платежного агента, с возможностью выдачи предоплаченных карт; сдачи в субаренду свободных площадей, скупки у населения вещей;
• Внесение изменений в Указание ЦБ РФ №3073-У от 07.10.2013г. в части предоставления возможности ломбардам, своевременно сдающим отчетность в Банк России, не инкассировать возвращенные займы и начисленные проценты, а использовать их на выдачу новых займов;
• Внесение изменений в нормативные акты ЦБ, в части возможности использования корпоративных карт на снятия с них денежных средств для пополнения касс ломбардов;
• Дифференцированное регулирование деятельности ломбардов в зависимости от объема выданных займов на основании статистических данных исследования рынка ломбардов с учетом сохранения и развития малых ломбардов, как необходимого условия обеспечения доступности финансовых услуг;
• Объединение залогового билета и договора потребительского займа в единый документ;
• Увеличение времени приема в залог движимого имущества;
• Увеличение суммы оценки невостребованных вещей без проведения торгов до 300 тыс. руб.;
• Развитие системы страхования заложенного имущества при содействии Банка России
• Дифференциация мер административной ответственности ломбардов, в том числе снижение штрафов и установление нормы о вынесении предупреждения в случае первичных незначительных нарушений;
• Учет специфики ломбардов при нормативно-правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций;
• Дифференциация предельных значений ПСК в зависимости от типа обеспечения (в отличие от других НФО в ломбардах этого нет – деление только на автотранспорт/залог иного имущества, помимо этого – бытовая техника и электроника, одежда, антиквариат и т.д.);
• Стимулирование финансовых институтов с целью кредитования ломбардов (разработка дифференцированного механизма оценки банками рисков, связанных с кредитованием ломбардов). Создание для решения этой задачи рабочей группы с участием представителей Банка России, Ассоциации российских банков, профессиональных объединений ломбардов;
• Разработка профессиональных стандартов отрасли;
• Создание совместно с банковскими ассоциациями бизнес-стандартов кредитования ломбардов.
• Развитие института саморегулирования ломбардной отрасли, основанной на праве выбора ломбардом СРО.
• Оптимизация процедуры проверки жалоб и отмены предписаний.
• Корректировка планов перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ с учетом анализа практики перехода МФО.
• Обеспечение прозрачности и доступности информации о расчете Банком России среднерыночной стоимости потребительских кредитов.